Инклюзивное образование
Инклюзивное образование: пространство равных возможностей
В нашей школе каждый ребенок – это сокровище. Мы стремимся создать такую атмосферу, где каждый ученик чувствует себя ценным и может достичь своих самых высоких целей
Разнообразие наших учеников – это наш самый ценный ресурс. Мы помогаем каждому раскрыть свой потенциал и достичь успеха
Мы разрабатываем образовательные программы, учитывая уникальные потребности каждого ребенка
Наши педагоги – это чуткие наставники, готовые поддержать каждого ученика
В нашей школе царит атмосфера доброжелательности и взаимоуважения. Мы уверены, что каждый ребенок способен на многое
Инклюзивное образование – это процесс совместной работы всех участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей, специалистов) для создания такой среды, где каждый ребенок чувствует себя ценным и может достичь своего потенциала.
Инклюзия – это непрерывный процесс создания такой образовательной среды, где каждый ребенок, независимо от своих индивидуальных особенностей (половой, этнической, религиозной принадлежности, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического положения), имеет равные возможности для получения качественного образования, активного участия в учебной деятельности и развития своих способностей.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие направления:
-
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
- развитие мелкой и крупной моторики, координационных навыков;
- формирование или совершенствование учебных навыков.
Дети, посещающие коррекционные занятия, испытывают трудности в освоении школьной программы. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, что затрудняет усвоение учебного материала. Слабо развиты навыки анализа и синтеза информации, что необходимо для решения учебных задач. Нарушения мелкой моторики и пространственных представлений препятствуют овладению письмом и чтением. Кроме того, дети испытывают трудности с пониманием и выполнением словесных инструкций, что связано с недостаточным развитием речи. Все эти факторы приводят к снижению успеваемости и мотивации к учебе.
Для каждого ребенка с учетом его особенностей была разработана индивидуальная программа коррекции. Программа включала в себя комплекс упражнений и заданий, направленных на устранение выявленных трудностей. Для наглядности и эффективности обучения использовались разнообразные методические пособия
-индивидуальные коррекционные задания в тетради каждого ученика.
-демонстрационные таблицы, схемы, картинки;
-раздаточный материал (к каждому занятию);
Фото
Нормативно-правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ, ДЕКЛАРАЦИИ, ПРАВИЛА
-
- Конвенция ООН «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года;
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 1994;
- Дакарские рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
- Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61
106 от 13 декабря 2006 года
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
-
- Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
- Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 N 345-II
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениямипо состоянию на 24.10.2011 г.)
- Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242-11
- Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года N 343
- Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-
- Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г оды. Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118.
- План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г (1 этап). Утвержден постановлением Правительства РК от 11 февраля 2011 г. № 130
- Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011- 2015 годы. Утвержден постановлением Правительства РК от 19 февраля 2011 года № 160.
-
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РК
Наименование документа | Дата утверждения |
«О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки РК от 29 2003 г. № 787 «Об утверждении Перечня типов и видов специальных организаций образования, необходимого количества мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании». | Утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2006 г. № 902 |
Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования | Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27. |
Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. | Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450. |
Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. | Письмо МОиН от 2 июля 2009 г, № 4-02-4/1228 |
Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. | Письмо МО и Н от 28 мая 2010г . №4-02-4/1435 |
Правила организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста. | Утверждены приказом МЗ от 28.09.2009 № 478. |
Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения |
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года N974 (согласованы с Министерством здравоохранения Республики Казахстан 26 ноября 2004 года) |
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан | дорабатывается |
Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан | дорабатывается |
Правила организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде. | Разработаны, представлены к утверждению в МОиН РК |
Правила организации деятельности инклюзивной организации образования | Разрабатываются |
Постановление Правительства РК № 77 от 30 января 2008 года «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» | Разрабатываются предложения о внесении дополнений относительно специалистов, для работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях, имеющих статус инклюзивных. |